9 325 членов
в ассоциации

Вступить

41 202 членов в ассоциации

Вступить в ассоциацию

Право

ПРОТОКОЛ

заседания Правления АМР  РТ

г.Казань                                                                                                      19.08.2020 г.

 

Председатель :  Туишев  Ростислав Иванович

Президент: Питулова Ирина Борисовна

Присутствовали члены Правления.

ПОВЕСТКА ДНЯ

1.      Обсуждение «медицинских поправок» в Конституцию РФ

Заслушали доклад Президента АМР РТ И.Б. Питуловой о предложениях по реализации поправок в Конституцию РФ.

От Национальной медицинской палаты РФ были присланы Предложения по реализации «медицинских поправок», их 255. Этот документ был разослан во все учреждения Республики Татарстан для ознакомления работников системы здравоохранения  с предложениями.  После изучения этих предложений, были сделаны выводы по некоторым из них.

Предложения

в закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ « от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ:

Статья 12.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1.1 формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью (пункт №2 Москва Санина Наталья Петровна).

Статья 14.

 I.  Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья

2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), относятся:

…1. Проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, сохранению и укреплению общественного здоровья, формированию культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, организации медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), санитарно-гигиеническому просвещению; (пункт №1 Москва Морозов Дмитрий Анатольевич)

II. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья

Дополнить п.12.1 ч.2

Разработка и утверждение основных профессиональных образовательных программ  медицинского образования и фармацевтического образования (пункт №2 Москва Санина Наталья Петровна).

III. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья

2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, установление единых правовых основ системы здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, обеспечению оказания доступной и качественной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, организации медицинской деятельности, связанной с трансплантацией (пересадкой) органов и тканей человека, в том числе с донорством органов и тканей в целях трансплантации (пересадки), санитарно-гигиеническому просвещению; (пункт №2 Москва Санина Наталья Петровна).

Статья 16.

I. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

8) организация осуществления мероприятий по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению общественного здоровья, созданию условий для ведения здорового образа жизни, формированию культуры ответственного отношения к своему здоровью у граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации; (пункт №1 Москва Морозов Дмитрий Анатольевич)

Статья 17.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относятся:

1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации, обеспечение доступности медицинской помощи в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; (пункт №1 Москва Морозов Дмитрий Анатольевич)

Статья 18.

Право на охрану здоровья

 

3.         Право на охрану здоровья обеспечивается реализацией мер по сохранению и укреплению общественного здоровья, охраной окружающей среды, созданием условий для ведения здорового образа жизни, безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Статья 76.

Вернуть в статью 76 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ право профессиональному сообществу заниматься контролем качества оказания медицинской помощи в медицинских организациях и дополнить  «проводить экспертизу качества медицинской помощи».

Дополнительно ввести в ст. 76 право Профессиональному сообществу контроля и экспертизы качества проведения экспертизы, проводимой медицинскими страховыми компаниями и Территориальными организациями ФОМС

2.4. Предложения и поправки  в ст. 76 ФЗ № 323 «Профессиональные некоммерческие организации…»:

Вернуть в ст.  76 ФЗ № 323  право профессиональной некоммерческой  медицинской организации заниматься контролем качества медицинской помощи в медицинских организациях и дополнить  - правом  проводить экспертизу качества медицинской помощи.

Пояснение.

Считаем данную поправку к ст. 76  ФЗ № 323 первоочередной, поскольку ее отсутствие делает НМП,  региональные профессиональные медицинские организации и медицинское сообщество в целом – беззубыми перед лицом внешних и внутренних угроз медицинскому сообществу.

Более того, лишение права профессиональной некоммерческой медицинской организации  выполнять функции  профессионального контроля качества и  независимой профессиональной экспертизы качества медицинской помощи делает беспомощным участие организованного медицинского сообщества в вопросах  юридической и правовой защиты медицинских работников и практически бессильным представлять интересы медицинской общественности на всех уровнях власти. По сравнению с предыдущим текстом ст. 76 ФЗ № 323, - это шаг назад,  и в этих условиях роль профессионального общественного объединения медицинских работников становится декоративной в полном смысле этого слова!

Предлагаемый  текст: 

- «…Вправе  проводить контроль  и   экспертизу качества медицинской помощи по запросам медицинских организаций всех форм собственности, органов власти и отдельных граждан РФ»

Пояснение:

В отличие от формулы «контроль качества», -  формула  «экспертиза  качества» имеет иное смысловое содержание, которое принимается как документ, имеющий особое значение в юриспруденции. Данная формулировка существенно дополняет контрольные функции, осуществляемые профессиональными общественными медицинскими организациями, представляя интересы медицинского сообщества в различных сферах.

Примечание:

 ст. 76 и ст. 58  ФЗ № 323 должны корреспондировать между собой.

2.5 Дополнительное замечание и предложение к ст. 76 ФЗ № 323

Положение статьи 76 ФЗ № 323 об участии профессиональной общественной медицинской организации в работе органов медицинского страхования должно быть конкретизировано. Предлагается кроме  участия в разработке  Программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (в рамках федеральной или территориальной программ), ввести  право контроля и независимой профессиональной медицинской экспертизы качества проведения экспертизы, проводимой медицинскими страховыми компаниями  и Территориальными организациями ФФОМС.

- дополнить ст. 76 ФЗ № 323 следующим текстом:

«Имеет право (вправе) участвовать в организации и проведении лицензирования медицинских организаций всех форм собственности и частных лиц на право заниматься тем или иным видом медицинской деятельности»

( п.№244 Курганская область , В.Ф.Чернов)

Статья 100.

Изложить часть 16 Статья 100. Заключительные положения.  №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в следующей редакции:

«Лицам, имеющим право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с положениями части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, до момента реализации указанного права первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается гражданам врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и фельдшерами, по территориально-участковому принципу в соответствии с зоной обслуживания, утверждаемой региональными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения для медицинских организаций любой формы собственности, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.» ( п.№251  «Врачи Санкт-Петербурга»)

Наиболее часто встречаемые предложения по «медицинским поправкам» в Конституцию РФ

1.         Увеличить государственные расходы на здравоохранение до 5-6 % ВВП

2.         Заменить термин «Медицинская услуга» во всех нормативных документах на «Медицинская помощь»

3.         Исключить частные страховые компании и их функции распределить в территориальные отделения ФОМС

4.         Упразднить самостоятельность системы ОМС и вернуть бюджетное финансирование по смете

5.         Вернуть интернатуру и субординатуру

6.         Существенно увеличить бюджетные места в  медицинских ВУЗах и колледжах и ординатуре

7.         Установить одинаковый размер базовых ставок (окладов) для медицинских работников одного квалификационного уровня, выполняющих одинаковую трудовую функцию

8.         Ввести обязательное распределение выпускников высших и средних специальных учебных заведений обучающихся на бюджете с обязательным закреплением отработки определенного срока

9.         Восстановить централизованную модель управления здравоохранением с подчинением министерству здравоохранения санитарно-эпидемиологической службы Роспотребнадзора

10.       Принять меры по повышению качества высшего медицинского и среднего профессионального образования. Повысить оплату профессорско-преподавательскому составу медицинских ВУЗов и колледжей

11.       Создать в медицинских организация (МО) финансовые и материально-технические возможности для выполнения требований нормативных документов: стандартов медицинской помощи, порядков ее оказания, клинических рекомендаций и критериев качества медицинской помощи

12.       Полностью пересмотреть форму лекарственного обеспечения граждан. Лекарственное обеспечение в процессе оказания первичной медико-санитарной помощи рассматривать, как страховой случай и так же как и медицинская помощь должна оказываться бесплатно

(«лекарственное страхование» – опыт работы Кировской области) (п. №88,211).

Закрепить  запрет на продажу лекарственных средств без рецепта.

13.       В стоматологии предлагается в первичном звене объединить специальности и оставить только три:

Стоматолог, Ортодонт, Челюстно-лицевой хирург

14.       Пересмотреть и сократить количество пациентов подлежащих профосмотрам. В полном 

           объеме предлагается обследовать граждан в декретированных возрастах.

15.       Установить законодательно обоснованные нормы трудовой нагрузки - внесение изменений в нормативные акты, устанавливающие нормативы для амбулаторно-поликлинического звена, в частности: увеличить норму времени приема пациента; уменьшить рекомендуемую численность прикрепленного населения на врачебный участок; увеличить штатную численность медицинского персонала с целью полного охвата осмотров, диспансеризации и раннего выявления, и профилактики заболеваний; создание дополнительных медицинских организаций первичного звена; ( см. дополнительно  п.№ 192)

16.       Назрела необходимость в создании закона о защите медицинского работника при исполнении своих профессиональных обязанностей – «Страхование профессиональной ответственности»

17.       Внести изменения в методику проведения специальной оценки условий труда медицинских работников, утвержденную приказом Минтруда и Соцзащиты РФ от 24.01.2014 г. № 33-н и дополнить список профессий и должностей с вредными условиями труда, которое дает право на компенсационные выплаты.

18.       Инициировать принятие закона по вопросам рассмотрения уголовных дел с участием медицинских работников

Инициировать принятие Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам рассмотрения уголовных дел с участием медицинских работников (с позиций конкретизации случаев привлечения медицинских работников к уголовной ответственности:

А) Применение ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному). Уголовная ответственность

по данной статье не должна наступать, если помощь была оказана, пусть и не в полном объеме. Неоказание помощи должно рассматриваться как полное бездействие, когда врач вообще ничего не сделал.

Б) Недопустимость применения  к медицинскому работнику ст. 238 УК РФ. Данная статья предполагает ответственность за некачественно оказанную услугу. Медицинская услуга в РФ может быть оказана только субъектом, обладающим лицензией (то есть юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем). Отдельно взятый врач медицинскую услугу не оказывает, он оказывает медицинскую помощь.

В) Недопустимость распространения на всех врачей статуса должностного лица и применения соответствующих составов преступлений.

19.       Рассмотреть возможность реструктуризации системы предоставления медицинской помощи выше муниципального -  создание медицинских округов. Таким образом, представится возможность преодоления диспропорции в ресурсном потенциале муниципальных систем здравоохранения (подробнее пункт № 111)

20.       Рассмотреть вопрос о первичной и периодической аккредитации специалистов с высшим немедицинским образованием, работающих в должности биологов и КЛД и возможность  этими специалистами занимать должности заведующих лабораториями

21.       Вернуть в государственные медицинские учреждения младший медицинский персонал

(санитарки)

22.       Отменить действие закона 44-ФЗ в разрезе закупок лекарственных средств, медицинских аппаратов и медицинского оборудования. Внести изменения как особые для здравоохранения подобно военному министерству и МЧС

23.       Ввести ответственность пациента за прохождение медицинских осмотров и диспансеризации, путем введения различий в наполнение полиса ОМС. Например: прошел диспансеризацию – получай полный пакет, не прошел – только экстренная помощь. Тем самым можно замотивировать граждан на своевременное прохождение медицинских осмотров и диспансеризации. Так же необходимо исключить дублирование медицинский осмотров и диспансеризации, в том числе и для справок на оружие и водительские права.

В то же самое время диспансеризация должна быть дифференцированной, а не уравненной, каждому через 3 года.

На самом деле, зачем молодому, здоровому юноше раз в 3 года посещать врача, вполне достаточно и 1 раза в 5, а может быть и 10 лет, а некоторым категориям необходимо обследование гораздо чаще, может быть даже ежегодно.

Так же целесообразно разделить людей по категориям здоровья и в зависимости от категории назначать сроки прохождения очередной диспансеризации.

Объем обследования тоже может быть дифференцированным, более или менее объемным в зависимости от возраста, состояния, здоровья, наличия хронических заболеваний той или иной системы организма.

24.       Отменить монетизацию на приобретение лекарственных средств льготному контингенту граждан. При сохранении монетизации, средства переводить на специальную единую карту для приобретения лекарственных средств

25.       Закрепить право на бесплатное регулярное обучение в рамках НМО.

При сохранении обязательного медицинского страхования и ФОМС как такового:

1.         Подушевой норматив должен быть одинаков во всех регионах

2.         Тарифы  -  одинаковы по всем регионам (увеличение тарифа возможно только за счет средств региона)

3.         Внести изменения в федеральный закон 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании»: исключить нормы регламентирующие вопросы нецелевого использования средств ОМС.

            Во-первых, само понятие «целевое использование средств» в отношении системы ОМС является анахронизмом. МО оказывают медицинскую помощь в рамках гражданско-правовых договоров, в рамках которых они должны обеспечить необходимые объемы и качество оказания медицинской помощи. Вместе с тем, эта норма носит конфискационный характер. При этом ее применение зачастую носит весьма субъективный характер и зависит от позиции конкретного проверяющего или суда.

Решение законодателя об исключении норм о нецелевом использовании средств ОМС из закона № 326-ФЗ и подзаконных нормативно-правовых актов, принятых в их развитие, повысит качество и доступность медицинской помощи, исключит произвол проверяющих ФОМС, накладывающих различные санкции на МО, положит начало процессу формирования по настоящему конкурентной среды в сфере здравоохранения, может обеспечить значительный приток частных инвестиций в отрасль. В конечном итоге от этого выиграет государство и общество.

 (подробнее  п. № 190)

4.         Исключить ограничения на сумме (100 000 руб.) в части возможности использования средств ОМС на приобретение основных средств

5.         Изменить систему изъятия и использования изъятых средств из медицинских организаций в результате проводимых контрольных мероприятий специалистами страховых компаний.

 Во-первых, СМО – не ведут в системе ОМС страховой деятельности, СМО оказывают услуги на возмездной основе по договору «О финансовом обеспечении ОМС», перечень услуг, оказываемых СМО ТФОМСу закреплен в данном договоре как обязательства СМО.

Во-вторых, деятельность СМО – предпринимательская деятельность, а в части проведения «экспертизы качества медицинской помощи» - предпринимательская медицинская деятельность, которая подлежит лицензированию.

В-третьих, деятельность СМО в части проведения экспертизы качества медицинской помощи без лицензии – не законна, и попадает под действие либо п. 2. статьи 14.1 КОАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности юридического лица без специального разрешения (лицензии), либо, что более вероятно, т.к. сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, под действие ст.171 УК РФ.

Наличие такой возможности "зарабатывания" ведёт к тому, что закон мотивирует СМО на необоснованные санкции в отношении МО.

Существующая система изъятия средств из МО в виде штрафов и санкций со стороны СМО создает дефицит и без того недостаточного финансирования МО в системе ОМС.

Не может рассматриваться предусмотренное законом изъятие средств у МО и как административно-правовая санкция. Принцип использования бюджетных средств по целевому назначению нормативно закреплен в отношении получателей бюджетных средств (ст. 38 БК РФ). МО - участники системы ОМС - не являются получателями бюджетных средств, они зарабатывают средства в рамках гражданско-правового договора (договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС). И эти средства не относятся к бюджетным.

6.         Рассмотреть вопрос об отмене десятипроцентного вознаграждения страховых медицинских организаций от экономии средств ОМС в конце отчетного года

7.         За охрану здоровья граждан в РФ – перед государством и гражданином - отвечает только непосредственный исполнитель – государственная исполнительная система в сфере здравоохранения, не имея в своих руках главного рычага управления финансовыми ресурсами. Это было бы терпимо, если бы само государство в форме  ФЗ № 326 не определило передачу государственных средств для выполнения своих же страховых обязательств через сеть частных коммерческих организаций, не требуя от них никакой страховой ответственности перед страхователем  за конечный результат.  Ни ФФОМС и его отделения, ни частные страховые медицинские организации не отвечают ни за здоровье граждан, которых они страхуют, ни за реализацию  Национальных проектов, ни за кадровый голод в здравоохранении РФ, ни за доступность медицинской помощи в РФ.            

Поэтому никто никогда не видел в качестве ответчика в судебных делах  частные страховые медицинские организации по искам застрахованных лиц. (прим. Все страховые медицинские организации являются частными коммерческими организациями, и для них государственное медицинское страхование граждан в РФ является, по факту, не больше, чем одна из форм бизнеса, в том числе на обороте  гигантских финансовых средств обязательного государственного медицинского страхования граждан РФ).

Отсутствие практики возмещения ущерба застрахованному лицу страхователем, каким является частная  страховая медицинская организация – это и есть главный тормоз в развитии медицинского страхования в РФ.

Замалчивание этого очевидного негативного явления государственного масштаба в медицинском сообществе, в органах  исполнительной и законодательной  власти в свете «новой» Конституции РФ становится нетерпимым.

2.1. Предложения - в целях развития единой социально ориентированной политики в РФ (ст. 71 Конституции РФ) Разработать и внести соответствующие поправки:

- в ФЗ от № 323 и ФЗ № 326, внести поправки, устанавливающие прямую материальную ответственность медицинской страховой организации (или ТФОМС),  как непосредственного юридического участника страхования,  перед застрахованным лицом и возмещения ему причиненного материального ущерба, закрепленного в форме отдельного Порядка или Положения о материальной компенсации  ущерба застрахованному лицу.

Предусмотреть в бюджете муниципальных образований:

1.         Расходы на приобретение жилья специалистам здравоохранения, работающими на территории муниципального образования

2.         Расходы на благоустройство территории медицинских организаций

3.         Транспортное обеспечение между населенными пунктами и медицинскими организациями, находящимися на территории муниципальных образований

4.         Возможность  внеочередного предоставления мест в детских дошкольных учреждениях детям медицинских работников.

Голосовали: единогласно.

Решение: направить в Национальную медицинскую палату  вышеперечисленные предложения к «медицинским поправкам» в Конституцию РФ.







Информация о деятельности общественной организации, Ассоциация медицинских работников Республики Татарстан, входящей в состав Союза «НМП»


1. Название организации

Ассоциация медицинских работников Республики Татарстан (АМР РТ)

2. Структура (описание или схема, состав руководящего органа с указанием ФИО, телефонов и электронной почты) 

Высшим органом управления является конференция, которая избирает Президента АМР РТ, состав правления и ревизионную комиссию.

Президент назначает председателя правления, который осуществляет организационную, финансово-хозяйственную деятельность Ассоциации. В коллективах создаются первичные организации, и избирается председатель  первичной организации. Положение о первичной организации разработано и утверждено на конференции.

В состав правления входят 5 комитетов:

- организационный комитет;

- этический комитет;

- экспертный комитет;

- комитет непрерывного профессионального образования

- правовой комитет.


3. Количество членов (физических лиц) в организации 

В настоящее время АМР РТ объединяет в своем составе 8753 врача, из них 7754 врача, работающих в государственных учреждениях, и более 20 000 средних медицинских работников.


4. Порядок уплаты членских взносов (периодичность, сумма)

Согласно Устава вступительный взнос составляет 500 рублей. Ежегодный взнос – 1000 рублей. Оплата осуществляется через бухгалтерию учреждения по заявлению члена профессионального сообщества.

Самые большие трудности  возникают из-за того, что взносы платят не регулярно, многие члены не оплачивают совсем. Руководители организаций не осуществляют систематический контроль за перечислением средств через бухгалтерию. Поэтому сбор составляет 30-40%.


5. Представительство в государственных, общественных и иных структурах (перечислить все). Результаты деятельности.

Члены АМР РТ  являются представителями  в государственных и общественных организациях:

В Государственном Совете Республики Татарстан, Государственных Думах и других муниципальных организациях.

В составе Территориального Фонда медицинского страхования: президент АМР РТ И.Б.Питулова

- в Координационном совете по защите прав застрахованных лиц при представлении медицинской помощи и реализации закона в сфере ОМС на территории Республики Татарстан 

 член Правления АМР РТ Р.Ф.Шавалеев

- в составе Правления Территориального фонда ОМС  

 член Правления АМР РТ И.Х.Шарафутдинов

- в комиссии по разработке территориальных программ ОМС РТ.

В составе Министерства здравоохранения Республики Татарстан:

И.Б. Питулова – Президент АМР РТ -  в составе комиссии по предоставлению Грантов Правительства Республики Татарстан;

Р.И.Туишев -  Председатель правления АМР РТ – член коллегии Министерства здравоохранения Республики Татарстан;

- Член общественного Совета.

В состав Секретариата Аттестационной комиссии входит И.Б.Питулова – Президент  АМР РТ;

В состав экспертной группы по специальностям входят все члены Правления АМР РТ. Р.И.Туишев – Председатель правления АМР РТ является Председателем экспертной группы по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

6. Договоры, соглашения с органами исполнительной власти, фондом ОМС и др. в субъекте федерации

Договоры с Министерство здравоохранения Республики Татарстан  и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования имеются и все условия договоров выполняются.

7. Участие в непрерывном медицинском образовании (перечислить формы и виды  участия)

Участие в непрерывном медицинском образовании опосредовано, так как в республике 3 ВУЗа: КГМУ КГМА КФУ, в которых широко представлены программы повышения квалификации, кроме этого проводятся конференции с возможностью получения кредитных баллов в рамках непрерывного образования. В составе Правления АМР РТ есть  комитет непрерывного медицинского образования, который возглавляет проректор КГМУ А.В. Шулаев. Отработаны взаимодействия между всеми ВУЗами. Количество зарегистрированных на портале непрерывного медицинского образования 28176 врачей и средних медицинских работников. Через единый кабинет ВУЗов проводится контроль регистрации и проверка активности врачей.

8. Правовая и юридическая защита медицинских организаций и медицинских работников (перечислить формы и виды  участия, результаты). 

За 2019 год в Ассоциацию медицинских работников Республики Татарстан поступило 83 обращения от руководителей медицинских учреждений, врачей, медицинских сестер и фельдшеров Республики Татарстан за оказанием им правовой помощи.

По 16 жалобам пациентов на действия медицинских работников РТ – споры урегулированы в досудебном порядке.

В отношении медицинских работников было возбуждено 8 уголовных дел. 2 уголовных дела были прекращены на стадии следствия за истечением сроков исковой давности. По 1 уголовному делу фельдшер был оправдан в суде.

5 уголовных дел находятся на стадии следственных действий по настоящее время.

По гражданским делам о компенсации морального и материального вреда в отношении медицинских учреждений РТ и врачей пациентами и их родственниками было подано 19 исковых заявления на общую сумму 57 650 000 рублей.

По 10 исковым заявлениям решения судов вынесено в пользу медицинских учреждений и врачей РТ. Общая сумму решений в пользу медицинских учреждений и врачей РТ составила – 37 650 000 рублей за 2019 год.

По 2 исковым заявлениям требования пациентов были удовлетворены на общую сумму – 3 200 000 рублей. 

В настоящее время по 7 гражданским делам работа продолжается на общую сумму 16 800 000 рублей.

По защите медицинских работников РТ в районы Республики Татарстан были совершены 43 выезда. По г. Казани свыше 100 выездов.

25 декабря 2019 года был заключен договор страхования профессиональной деятельности врачей по новой форме и с новыми условиями (договор страхования с 2016 года)

Договор заключен исходя из опыта судебных процессов по врачебным специальностям подверженным наибольшему риску.

Врачи анестезиологи-реаниматологи, хирурги всех специальностей, акушеры-гинекологи, травматологи, врачи и фельдшеры скорой медицинской помощи.

Каждый врач застрахован на 800 000 рублей за один страховой случай. Стоимость страховки на одного врача – 1800 рублей. Договор распространяется на случаи, произошедшие с 01 января 2019 года. В рамках досудебного урегулирования спора может быть выплачено до 124 тыс. руб. за один случай. 

Также предусмотрены оплата за расходы на проведение комиссионных судебно-медицинских экспертиз и компенсация услуг юридической защиты по адвокатам. 

9. Социальная защита членов организации (перечислить формы и виды  участия)

Оказывается материальная помощь ветеранам, членам Ассоциации медицинских работников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, подарки к юбилеям.

9. Реализованные проекты,   в т.ч. международные (перечислить)

10. Популяризация деятельности (СМИ, издательская деятельность. Периодичность, тираж, форма доставки)

Ассоциация медицинских работников совместно с Министерством здравоохранения Республики Татарстан издает медицинский журнал Healthy Nation (Здоровье нации), в котором отражается вся деятельность учреждений республики.

Периодичность издания: ежеквартально;

Тираж – 3000 экземпляров, доставляется во все медицинские учреждения.

Кроме этого выпускаются методические рекомендации по различным вопросам деятельности учреждений:

- Дружелюбная поликлиника – Татарстанский стандарт, 

- в настоящее время готовится пособие по Бережливой поликлинике, 

- «Современные стандарты поликлиники»;

- Антикоррупционный справочник;

- цикл пособий «Увеличение продолжительности жизни»;

- Гипертоническая болезнь;

- Онкология. Казанский хоспис.

Выпущен второй том из серии «Жизнь замечательных врачей».

Президент АМР РТ И.Б.Питулова, Председатель Правления АМР РТ Р.И. Туишев выступают на телевидении, участвуют в Круглых столах.

11. Дополнительная  информация о Вашей организации.

В Республике Татарстан имеется одно профессиональное сообщество стоматологов с образованием юридического лица и 22 региональных отделения Российских обществ: акушеров-гинекологов, анестезиологов-реаниматологов и т.д.

Формирование специализированных аккредитационных комиссий осуществляемое совместно с профессиональным сообществом по специальностям.

С 2016 года проводится аккредитация. С 2018 года в двух ВУЗах: КГМУ и КФУ, с 2019 года в трех ВУЗах: КГМУ КГМА КФУ.

Проблем с формированием подкомиссий и проведением на площадях этих учреждений нет.

В 2019 году прошедших первичную аккредитацию  - 652 человека.

Первичную специализированную аккредитацию после ординатуры и профессиональной переподготовки – 157 врачей.

12.  Проблемы

Обязательное членство в профессиональном сообществе законодательно не закреплено  поэтому возникают сложности с  вовлечением врачей в профессиональное сообщество, особенно с работающими во внебюджетном здравоохранении.

Президент АМР РТ                                                           И.Б. Питулова


enter;">

























Совместное совещание Правления АМР РТ и Совета главных врачей Республики Татарстан от 11.12.19 г.

11 декабря 2019 года состоялось расширенное заседание Правления Ассоциации медицинских работников Республики Татарстан и Совета главных врачей Республики Татарстан.

Заседание проходило на базе ГАУЗ «Городская клиническая больница №7» г. Казани – передового лечебного учреждения республики.

С приветственным словом выступил главный врач ГАУЗ «ГКБ №7» Делян Артур Маркосович,  в котором рассказал о больнице оказывающей помощь 24 часа в сутки. С 2013 года пролечено 110 000 пациентов, проводится 20 000 операций в год,  в 3х поликлинических отделениях проходит 600 000 посещений  в год. Имеются все профили для оказания медицинской помощи. Высокопрофессиональный состав врачей прошедших специализированную подготовку, включая языковую. Учреждение прошло сертификацию Росздравнвдзора.

Обсуждался один из главнейших вопросов-переход на новую модель оказания первичной медико-санитарной помощи  с внедрением бережливых технологий.

С вступительным словом выступили Президент Ассоциации медицинских работников Республики Татарстан И.Б.Питулова

Основная задача, стоящая перед нами - повышение качества и доступности медицинской помощи и в целом жизни.

И в первую очередь - улучшение доступности, качества и комфортности первичной медико-санитарной помощи на всех этапах,  начиная с ФАПов, врачебных сельских амбулаторий, чтобы каждый житель мог воспользоваться первичной медицинской помощью в шаговой доступности.

Следующий момент - внедрение так называемых бережливых технологий, то есть создание комфортной среды в поликлиниках и детских и взрослых.

Мы в течение нескольких лет в рамках работы по Дружелюбной поликлинике -  Татарстанский стандарт сделали многое. В большинстве учреждений оформили удобно работающие регистратуры, организовали  call – центры по приему вызовов после ремонта в коридорах и рекреациях стало чисто, красиво, комфортно.

Но не во всех учреждениях было возможно разделение потоков здоровых и больных пациентов, еще существуют проблемы с прохождением диспансеризации - зачастую факт окончания затягивается до 2-3-х недель. Еще не добились отсутствия очередей на прием у кабинета врачей. Хотя в основном запись на прием осуществляется предварительная.

И думая и заботясь о наших пациентах мы должны позаботиться о наших врачах, работа которых в поликлинике стала очень интенсивная в связи с большими требованиями , особенно к участковым врачам. И надо признать ошибкой вывод медицинской сестры участковой из кабинета от участкового врача.

Целью нашего совещания является определить, насколько подготовлены наши поликлиники в рамках перехода на новую модель организации медико-санитарной помощи. Как возможно убыстрить процесс, Что возможно распространить на уже имеющиеся наработки в пилотных учреждениях.

Поделились своим опытом работы: Главный врач ГАУЗ «Детская городская поликлиника №2» г.Казани Садыков Марат Мадаристович, заместитель главного врача по медицинской части ГАУЗ «ДРКБ» МЗ РТ Сенек Светлана Александровна, которые активно и успешно продвигают процесс бережливого производства еще с 2016 года.

Главный врач ГАУЗ «Городская поликлиника №7» Багданова Ольга Георгиевна говорила об успехах при организации «Дружелюбной поликлиники - Татарстанский стандарт» и неудачах – это вывод медицинской сестры участковой и кабинета. Сделанное в рамках проекта «Дружелюбная поликлиника – Татарстанский стандарт» во многом помогает при переходе на новую модель – Бережливая поликлиника.

Но остается проблема с дислокацией, не укладываемся в рекомендуемые сроки, задерживаются анализы, которые делаются   централизованно в других клиниках.

Главный врач ГАУЗ «Городская поликлиника №6» г.Набережные Челны Музагитов Нияз Фаязович отметил, что требуется кропотливая работа по разработке и внедрению  СОПов. Обязательное условие – вовлечение в процесс всего персонала учреждения, использование Чек-листов с проверочными критериями, наработка  грамотных, правильных речевых модулей. Ввести менеджера по работе с населением – психолога – для работы с жалобами и решать вопросы на месте, оперативно. Для успешной реализации проекта требуется решить вопрос с кадровым дефицитом среди медицинских работников.

Первый заместитель министра здравоохранения Республики Татарстан Абашев Альмир Рашидович проинформировал о том, что более 100 учреждений республики должны перейти на новую модель организации при оказании первичной медико-санитарной помощи населению. В РМИАЦ организован, для реализации данного проекта, Центр первичной медико-санитарной помощи, он оказывает помощь медицинским учреждениям. Лучшая практика, как сберечь время пациента собственными ресурсами,  должна быть внедрена в работу. Нужно искать и альтернативные решения поставленных задач, проводить мониторинг достижений. И, конечно, требуется командная работа при лидирующей роли руководства.

Выступал представитель КГМУ Бурыкин  Игорь Михайлович. Внедрение бережливых технологий надо начинать с приведения в порядок своих рабочих мест. Система 5- S- это метод организации рабочего пространства с целью достижения оптимальных условий, поддержания порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии.

В связи с новыми требованиями к практическому здравоохранению изменены и планы обучения, введены новые формы в том числе дистанционные, есть проекты реализации на базе поликлиник. Весь опыт работы изложен в новом формате

На сайте КГМУ есть расписание циклов по непрерывному образованию : «Бережливое производство в медицинской организации». Теория есть , но все-таки страдает форма передачи информации.

Председатель Правления АМР РТ Туишев Ростислав Иванович отметил, что наработано много материала поликлиниками , которые сегодня находятся в пилотном проекте.

Нужно стремиться к единообразию в оформлении и оказании медицинской помощи, чтобы было удобно пациентам. Нам необходимо подготовить методический материал по проекту «Бережливая поликлиника».

Заместитель руководителя Управления здравоохранения по городу Казани Гайфуллина Гульнара Ренадовна отметила, что по проекту «Дружелюбная поликлиника –Татарстанский стандарт» разработаны методические рекомендации. Министерство здравоохранения Республики Татарстан разработано и издано 22 критерия для перехода к проекту «Бережливая поликлиника»: базовые, прогрессивные, лидерские.

 

По итогам проведенного совещания принято

РЕШЕНИЕ:

1.         Признать, что проведенная определенная работа по внедрению Дружелюбной поликлиники - Татарстанский стандарт подготовила фундамент  для перехода на новую модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь населению.

2.         Признать позитивный опыт внедрения бережливого производства в пилотных учреждениях.            Считать необходимым распространение опыта и тиражирования в учреждениях республики.

3.         Рекомендовать Министерству здравоохранения РТ:

3.1.      усилить состав регионального центра первичной медицинской помощи врачебными и медицинскими кадрами.

3.2      провести экспертизу для определения степени готовности медицинских учреждений Республики Татарстан к переходу на новую модель оказания первичной медико-санитарной помощи в соответствии с критериями новой модели при участии внешних экспертов.

3.3 подготовить единые формы, регламенты для амбулаторно-поликлинических учреждений  РТ.

3.4   определить главного штатного (внештатного) специалиста МЗ РТ по первичной медико-санитарной помощи.

4.         Ассоциации медицинских работников РТ:

4.1       оказывать помощь региональному Центру организации первичной медико-санитарной помощи

4.2.      подготовить методический материал по проекту «Бережливая поликлиника»

4.3       на сайте АМР РТ организовать раздел «В помощь организаторам по переходу к новой модели поликлиники»

5.         Лечебным учреждениям, участвующим в пилотных проектах и региональному центру организации первичной медико-санитарной помощи:

ГАУЗ «Детская городская поликлиника №9» г. Казани

ГАУЗ «ДРКБ» МЗ РТ

ГАУЗ «Городская поликлиника №7» г. Казани

ГАУЗ «Городская поликлиника №6» г.Набережные Челны

передавать наработанный материал в Правление АМР РТ для размещения на сайте.

6.         Рекомендовать ВУЗам принять активное  участие в распространении опыта, больше информировать  врачей, обучающихся в рамках ординатуры и циклах переподготовки о новой модели организации учреждений первичного звена и особенно на циклах по организации здравоохранения.

 

 













Заседание правления АМР РТ от 04.12.19 г.

4 декабря 2019 года состоялось заседание Правления Ассоциации медицинских работников РТ. Обсуждался вопрос страхования профессиональной ответственности врача. С сообщением выступали руководители страховой компании «Ингосстрах».

Страхованием Ассоциация медицинских работников РТ стала заниматься одной из первых в Российской Федерации, с 2016 года. Однако нас не устраивала форма страхования. Поэтому был рассмотрен новый вариант страхования, предложенный СПАО «Ингосстрах», по коллективному страхованию ответственности членов Ассоциации медицинских работников РТ.

Застрахованными лицами будут являться медицинские учреждения и работники - члены Ассоциации, которые будут указаны в Приложении к Договору страхования.

Предложенный страховой продукт является экономически выгодным и оптимально сбалансированным по покрытию вариантом страховой защиты в отношении возможных рисков.

В данном предложении имеется 2 уникальных условия:

1.      Возможность возмещения страховой компанией морального вреда в досудебном порядке;

2.      Возможность кратного увеличения лимита возмещения по страховому случаю, если причиной стало совместное действие нескольких застрахованных.

В первую очередь планируется подготовить списки врачей-специалистов, подверженных риску в большей степени. И почти десятилетняя практика обращений пациентов свидетельствует, что в основном это специалисты хирургического профиля.

            На основании вышеизложенного, члены Правления АМР РТ оценили предложенный вариант страховой компании. В связи с этим необходимо учреждениям здравоохранения представить списки врачей - членов Ассоциации медицинских работников РТ по следующим специальностям:

хирургия, травматология, онкология, акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, неонатология для дальнейшего обсуждения и подготовки договора коллективного страхования.