8 832 члена

Вступить

41 202 членов в ассоциации

Вступить в ассоциацию

Законодательство в здравоохранении

ПРОЕКТ РЕФОРМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ПРОЕКТ РЕФОРМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 19.06.2020

Предложения по реформе здравоохранения РФ

Резолюция по итогам VIII международного онлайн-конгресса «Оргздрав-2020. Эффективное управление в здравоохранении» (Москва, 25-26 мая 2020 г.)

ПРОЕКТ (с дополнениями от 01.06.2020 г.)

Подготовлено д.м.н. Улумбековой Г.Э.

1. Создать единую вертикаль и повысить эффективность управления

Восстановить централизованную систему управления здравоохранением в стране во главе с Минздравом России.

Подчинить Минздраву России службу санитарно-эпидемиологического надзора (Роспотребнадзор) и другие службы, отвечающие за безопасность здоровья населения, в том числе Всероссийский центр медицины катастроф «Защита».

Включить главных внештатных специалистов в штат Минздрава России для решения вопросов по организации медицинской помощи в регионах, снижения смертности и заболеваемости по соответствующему профилю.

Убрать противоречия в нормативной базе здравоохранения, привести все контрольные проверки в единую систему, уменьшить дублирование отчетных документов, максимально перейти на цифровой документооборот.

Создать в медицинских организациях финансовые и материально-технические возможности для выполнения требований нормативных документов: стандартов медицинской помощи, порядков ее оказания, клинических рекомендаций и критериев качества медицинской помощи.

Принимать решения в здравоохранении на основании клинико-экономического обоснования и серьезного экспертного обсуждения. Это касается оценки эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов и более комплексных решений.

Установить, что строительство новых государственных медицинских организаций[1] для оказания помощи должно происходить после оценки возможности ее предоставления в уже имеющихся по данному профилю частных медицинских организациях на долгосрочной основе.

Разработать обеспеченную ресурсами «Программу развития здравоохранения

до 2030 г.» с целями по улучшению здоровья населения и установить законодательно ответственность за ее выполнение руководителей здравоохранения федерального и регионального уровня.

Утвердить межведомственную «Программу по охране общественного здоровья до 2030 г.» и установить управление этой программой на уровне Правительства РФ.

2. Увеличить государственные расходы на здравоохранение

Увеличить государственные расходы на здравоохранение с 3,5% до 6% ВВП 2019 г.[2] (с 3,8 трлн руб. до 6,5 трлн руб. к 2022 г. в ценах 2019 г.) Ежегодно дополнительно потребуется около 1 трлн руб., начиная с 2020 г. Из них:

1/3 должна пойти на повышение оплаты труда медицинских работников, профессорско-преподавательского состава медицинских вузов и колледжей, а также на привлечение дополнительных кадров в отрасль;

 

1/3 – на обеспечение большинства населения РФ бесплатными лекарствами в амбулаторных условиях или по рецепту врача (система всеобщего лекарственного обеспечения)[3], при этом увеличить долю расходов, направленную на оказание инновационных персонифицированных методов лечения;

 

1/3 - на повышение квалификации медицинских работников, обеспечение дополнительных мер инфекционной безопасности в медицинских организациях в условиях затянувшейся эпидемии, на реализацию отдельных приоритетных программ, например, по снижению смертности и заболеваемости от инфекционных болезней, поэтапного обновления материально-технического обеспечения медицинских организаций.

 

3. Изменить модель финансирования здравоохранения

Восстановить бюджетное финансирование системы здравоохранения, для этого средства ОМС[4], федерального и региональных бюджетов должны быть объединены у единого плательщика с последующим перераспределением в регионы, исходя из их сбалансированных потребностей.

Исключить частные страховые медицинские организации из цепочки доведения государственных средств до медицинских организаций, передав их функции государственным организациям.

Территориальные отделения ФОМС сделать финансовыми подразделениями региональных органов управления здравоохранением, что означает упразднение самостоятельности системы ОМС.

Восстановить оплату медицинских организаций по смете, которая покрывает их базовые расходы, соответственно обеспечивает их деятельность вне зависимости от потока пациентов и установленных тарифов. Расположение и мощности этих организаций должны быть обоснованы исходя из потребностей населения в медицинской помощи и ее территориальной доступности. Это позволит сохранить медицинские организации в сельской местности, малых городах, восстановить инфекционную службу и скорую медицинскую помощь. При этом обоснованные критерии поощрения за качество и объем услуг позволят создать дополнительные мотивационные стимулы для их работы.

4. Исправить положение медицинских работников

Установить на федеральном уровне единые базовые оклады по основным квалификационным группам:

для врачей – не менее 4 федеральных МРОТ (тогда начинающий врач после 6 лет обучения в вузе будет получать оплату труда около 50 тыс. руб. в мес., столько же, сколько и выпускник военного училища после 4 лет обучения);

для средних медицинских работников – 2 МРОТ;

младшего медицинского персонала и водителей СМП – 1,5 МРОТ (МРОТ в 2019 г. = 12,13 тыс. руб.).

Все остальные выплаты к базовому окладу (компенсационного и стимулирующего характера) должны выплачиваться по единым правилам (в % отношении) в каждом субъекте РФ, переработки должны оплачиваться в двойном размере.

Установить законодательно обоснованные нормы трудовой нагрузки для медицинских работников: по основной должности продолжительность рабочей недели в мирное время не должна превышать 40 ч, максимальное совместительство - не более 1,2 ставки. Внедрение этих норм потребует этапности, по мере привлечения дополнительных кадров в отрасль.

Установить льготы медицинским работникам, как военнослужащим и работникам Росгвардии, в том числе назначение пенсии за выслугу лет, а также обеспечить медицинских работников полноценным страхованием профессиональных рисков.

Предусмотреть все необходимые меры по обеспечению безопасности медицинских работников на рабочих местах (включая вопросы инфекционной безопасности), а также по предотвращению их «выгорания».

Заменить в нормативных документах термин «медицинская услуга» на - «медицинская помощь», исключить понятие «пациентоориентированный» подход, как низводящее суть профессиональной деятельности врача до оказания обычной потребительской услуги.

Установить, что заявления о нарушениях в оказании медицинской помощи рассматриваются правоохранительными органами только после проведения профессиональной экспертизы или ведомственного органа, или профессионального объединения врачей, по аналогии рассмотрения налоговых нарушений.

5. Обеспечить качество медицинского образования и развитие медицинской науки

Внести в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» нормы:

об условиях для обеспечения непрерывного медицинского образования - не менее 1 оплаченного рабочего дня в 2 месяца (50 ч. в год), выделенное финансирование и возможность самостоятельного выбора образовательной организации (по принципу «образовательный сертификат»);

об установлении оплаты труда профессорско-преподавательского состава медицинских вузов и колледжей (базовые оклады), в 2 раза выше, чем соответственно у практикующих врачей и медицинских сестер, об обеспечении для них беспрепятственной возможности клинической практики в медицинских организациях;

о восстановлении интернатуры для всех медицинских специальностей;

о единой системе управления качеством медицинской помощи, основанной на профилактике нарушений, а не штрафах, с ежегодной отчетностью по установленным в развитых странах показателям;

о медицинской науке и об увеличении ее финансирования в 3 раза от существующего уровня (с 0,04% до 0,12% ВВП), в том числе о единой системе управления вложениями в НИР (от их проведения до внедрения в практику).

6. Обеспечить постоянную готовность к эпидемиям и другим чрезвычайным ситуациям

Воссоздать под руководством Минздрава России систему постоянной готовности к чрезвычайным ситуациям (катастрофам, эпидемиям), в том числе:

создать единый центр в Минздраве;

разработать Государственную программу действий при чрезвычайных ситуациях;

проводить учения и публиковать Государственный отчет о готовности системы здравоохранения к чрезвычайным ситуациям по установленным показателям;

рассчитать и создать резервы коечных мощностей, подготовленных медицинских кадров (которые можно быстро мобилизовать), запасов СИЗ и других расходных материалов;

выделить специальное финансирование по этим статьям;

подготовить специалистов не из числа медицинских работников по отслеживанию контактов граждан, зараженных инфекционными заболеваниями, требующих изоляции;

разработать инструкции и протоколы по организации медицинской помощи в различных ситуациях;

Оперативный штаб должен находиться в Минздраве России, в том числе с полномочиями ежедневного проведения оперативных совещаний со СМИ, по координации работы смежных ведомств – производство и поставки СИЗ, масок, разработка вакцин, диагностических тестов, фармацевтических препаратов и др.

[1] Речь не идет о капитальном ремонте и переоснащении имеющихся государственных медицинских организаций, речь идет о возможности экономии государственных инвестиций там, где это представляется возможным.

 

[2] Цены 2019 г. указаны специально, чтобы дополнительные средства, направленные на здравоохранение, не обесценивались инфляцией.

 

[3] Сегодня бесплатно или с 50% скидкой лекарственные препараты в амбулаторных условиях доступны только ограниченному кругу граждан РФ: имеющему льготы федерального уровня и/или регионального уровня или страдающих отдельными заболеваниями. Это около 8 млн. чел.

 

[4] Вопрос о страховых взносах в систему ОМС, как источника государственного финансирования здравоохранения, требует отдельного обсуждения. Их наличие не препятствует созданию бюджетной модели финансирования.

Резолюция по итогам VIII международного онлайн-конгресса «Оргздрав-2020» (Москва, 25-26 мая 2020 г.)